Тезисы к докладу
«О направлениях развития нормативно-правовой базы в сфере архитектурно-строительного проектирования».

Анализ действующего законодательства и локального нормотворчества, а также экспертиза вышедших за последнее время проектов нормативно-правовых актов, затрагивающих интересы деятельности проектировщиков, показали, что, ныне действующая система нормативных документов в области проектирования и строительства является неполной. Участники рынка в своей деятельности вынуждены сталкиваться с противоречивой терминологией и существенным набором правовых пробелов при использовании различных нормативно-технических документов. За 8 лет, прошедших после принятия Федерального закона «О техническом регулировании», не удалось обеспечить его полную реализацию в сфере строительства.

В Национальное объединение проектировщиков, и в саморегулируемые организации поступают обращения, в которых выражается недовольство сложившейся системой в области технического регулирования строительной деятельности. Поэтому важной составляющей деятельности НОП и саморегулируемых организаций является участие в подготовке предложений по совершенствованию законодательства в области архитектурно-строительного проектирования.

Так усилиями и по инициативе экспертного и проектного сообществ, стало возможным начало подготовки изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, предусматривающих формирование и развитие института негосударственной экспертизы. Результатом этой работы стало принятие федерального закона 337-ФЗ, положения, которого, в частности, предусматривают формирование системы негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Предлагаемые изменения должны решить многие проблемы, существующие на сегодняшний день при прохождении государственной экспертизы проектной документации. Однако, опубликованные сегодня проекты нормативных правовых актов, в развитие указанного закона не позволяют в полной мере реализовать идеологию закона о равноправном внедрении института негосударственной экспертизы наряду с государственной.

Также в целях совершенствования нормативно-правового обеспечения архитектурно-строительного проектирования, Национальным объединениям проектировщиков подготовлены и направлены в Минрегион России предложения по внесению изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, в части введения института ГИПов и ГАПов. Указанные изменения предлагается внести не с целью повышения ответственности ГИПов и ГАПов(она и так заложена в законодательстве о саморегулировании), а с целью уточненияих квалификационных требований, а также определения полномочийГИПов и ГАПов, при авторском сопровождении в процессе строительства объектов капитального строительства.

Также подготовлены заключения на проекты нормативных правовых актов:
в части применения зарубежных проектов повторного применения на территории России;
по вопросам деятельности саморегулируемых организаций в области пожарной безопасности«;
в перечень видов работ, по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства утвержденный приказомМинрегиона России № 624.

Кроме того подготовлены предложения по внесению изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».
О последнем проекте документа, направленным в Минрегион России, активно обсуждаемым проектным сообществом не буду останавливаться подробно, так как эта тема требует отдельного специального рассмотрения. Сообщу лишь, что планируется провести всероссийскую конференцию проектных организаций в апреле — мае 2011года по вопросам вносимых изменений и дальнейшего применения документа.
Остановлюсь более подробно о системе проектной документации в строительстве, или точнее об ее отсутствии в действующих документах в области стандартизации, которая состоит их сводов правил или СНиПов, национальных стандартов, международных стандартов и стандартов организаций.

По этой группе документов в области технического нормирования проектной деятельности работа ведется потрем следующим направлениям:
Первое направление — обновление и актуализация действующих сводов правил (СНиПов) и, Национальных приложений к Евронормам с учетомвсего инновационного и передового, что наработано в проектировании и строительстве зданий и сооружений в Европе и других странах.
Второе направление — сближение требований Еврокодов с российскими нормами
Третье направление — переход на техническое регулирование в соответствии с проектом Технического регламента Таможенного союза «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий», который должен вступить в силу в 2015 году.
1. Обновлениеи актуализация действующих сводов правил (СНиПов)должна быть завершена в июле 2012 года. Необходимо отметить, что проведена колоссальная работа всех национальных объединений в строительной сфере и некоторых саморегулируемых организаций, благодаря которой стало возможным обновление боле ста документов в области нормирования проектной изыскательской и строительной деятельности.
2. По сближению требований Еврокодов с российскими нормами необходимо отметить, что европейская система, включающая десять Еврокодов и состоящая из 58 частей, не покрывает всей системы требований российских строительных нормативов.

Сближение требований Еврокодов с российскими нормамиосуществляется по следующим документам, на которые имеются российские аналогичные СНиПы: основам расчетов строительного проектирования (EN 1990); нагрузкам на строительные конструкции (EN 1991); железобетонным конструкциям (EN 1992);- стальным конструкциям (EN 1993); стальным и железобетонным комбинированным конструкциям (EN 1994); деревянным конструкциям (EN 1995; каменным конструкциям (EN 1996); основаниям и фундаментам (EN 1997); сейсмостойким конструкциям (EN 1998); алюминиевым конструкциям (EN 1999).
Перечисленные Еврокоды включают в себя расчетные и конструктивные требования общего характера и должны сопровождаться Национальными приложениями (NDP), отражающими специфические национальные, социальные, природно-климатические, геологические, геофизические, сейсмологические и иные особенности.
Вопрос применения Еврокодов, т. е. европейских стандартов для разработки конструктивных решений зданий и сооружений, рано или поздно встанет перед большим количеством проектных и экспертных организаций нашей страны. Для изучения и последующего применения Еврокодов чрезвычайно важно, чтобы используемая в них терминология была понятна российским инженерам. При проведении работы по гармонизации европейских норм с отечественными выявилась серьезная проблема в этом вопросе, т. к. многие термины, принятые в Еврокодах, далеко не всегда соответствуют содержанию аналогичных терминов в российской нормативно-технической документации. Следует также учесть, что тексты Еврокодов на территории любой страны изменению не подлежат и должны быть переведены дословно. Следовательно, всегда придется соотносить терминологию Еврокодов с отечественной, не смешивая их.

Для анализа и решения этой проблемы Комитетом по техническому регулированию и стандартизации Национального объединения проектировщиков инициировано составление «Терминологического словаря Российских строительных нормативных документов обязательного применения с учетом гармонизации с Еврокодами». Результатом этой работы стала первая редакция указанного словаря, которая предложена для обсуждения проектному сообществу и находится на сайте НОП.

Анализ нормативно-правовых документов в области пожарной безопасности, проведенный комитетом по методологии регулирования проектной деятельности НОП показал, что многие пожарные нормативы противоречивы, непоследовательны и морально устарели. В этой связи целесообразен переход к гармонизации с европейским законодательством не только строительных норм и правил, но и пожарных норм. В Европе они в большей степени соответствуют уровню развития строительной отрасли.

Кроме того, практика актуализации показала, что градостроительные нормативные документы в составе Еврокодов отсутствуют. Вместе с тем в российских нормах они имеют первостепенное значение. Наряду с этим в европейских странах имеются национальные требования, регламентирующие плотности застройки, населения, жилого фонда, удельных размеров территорий объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур. Опыт европейских стран изучается, анализируется и, при целесообразности, будет учитываться в национальных приложениях к Евронормам. Так как система градостроительных нормативов, имеет более сложную структуру, чем это предусмотрено техническим регулированием, необходимо на наш взгляд готовить предложения по выведению из системы строительных норм и правил вопросов территориального планирования, но только после внесения соответствующих изменений в Градостроительный кодекс.

3. Переход на техническое регулирование в соответствии с проектом Технического регламента Таможенного союза «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий» предусматривает фактически отмену отечественного Технического регламента «О безопасности зданий и сооружений». В проекте документа Таможенного союза, несмотря на то, что к нему имеются достаточно серьезные как юридико-технические так и смысловые замечания в целом сделана на наш взгляд удачная попытка построения именно системы документов, применением которых предусматривается обеспечивать соблюдение требований безопасности к объектам технического регулирования в том числе в процессе проектирования. В частности условием удовлетворения требованиям технических регламентов (презумпцией соответствия) после 2015 года должно стать согласно проекту документа включение в перечень для применения, следующихчетырехгрупп документов:
1. Межгосударственные строительные нормы;
2. Межгосударственные своды правил,
3. Межгосударственные стандарты,
4. Международные, региональные европейские стандарты. 

Также в случае отсутствия указанных документов в перечень для применения могут быть включены и национальные строительные нормы, национальные своды правил и национальные стандарты. Указанные документы национального уровня должны действоватьсогласно проекту Технического регламента до 2015 года. При этом применение при проектировании одного объекта документов разного уровня не допускается.
Межгосударственные строительные нормы, содержащие требования в форме конкретных задач по обеспечению безопасности зданий и сооружений, согласно проекта документа должны применяться на обязательной основе.
Межгосударственные своды правил по проектированию и строительству, содержащие способы решения поставленных межгосударственными строительными нормами задач по обеспечению безопасности могут применяться на добровольной основе совместно с соответствующими межгосударственными строительными нормами для обеспечения соблюдения требований технических регламентов Таможенного союза. Применение на добровольной основе межгосударственных сводов правил по проекту технического регламента является достаточным условием соблюдения требований безопасности, предъявляемых к зданиям и сооружениям, которое можно рассматривать как один из возможных способов выполнения соответствующих требований технического регламента и требований межгосударственных строительных норм. В тоже время неприменение этих документов не может рассматриваться как несоблюдение требований технического регламента, так как в качестве альтернативы могут применяться и другие нормативные документы, включенные в соответствующие группы документов.
Оценка соответствия зданий и сооружений согласно требованиям проекта технического регламента должна осуществляться с учетом соблюдения требований к процессам последовательно на каждом этапе создания, эксплуатации и ликвидации объекта в следующих формах:

Декларирование исполнителем заказчику достоверности и соответствия инженерных изысканий;
контроль разработчиком проектной документации соответствия проектных работ и их результатов и декларирование соответствия проектной документации требованиям технических регламентов и заданию на проектирование;
экспертиза проектной документации;
утверждение проектной документации для применения в строительстве;
выдача разрешения на строительство;
строительный контроль исполнителем применяемой проектной документации и контроль результатов скрытых работ;
а также авторский надзор, госстройнадзор, приемка объекта, выдача разрешения на ввод, обследование и диагностика в процессе эксплуатации и госнадзор в процессе эксплуатации и ликвидации объекта строительства.
В заключении отмечу, что в связи с введением в состав проектной документации согласно градостроительного кодекса нового раздела: требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства, необходимо инициировать подготовку предложений по нормативному обеспечению указанного раздела.

С. С. Ильяев
генеральный директор ООО «М. Градо», председатель комитета по методологии регулирования проектной деятельности НОП, член Совета НОП